НЕ ПРОПУСТИ
Главная » ЭКОНОМИКА » Орешкин предложил реформировать превратившиеся в «болото» госпрограммы

Орешкин предложил реформировать превратившиеся в «болото» госпрограммы

Максим Орешкин

(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Государственные программы превратились в «болото», которое необходимо реформировать, рассказал в интервью РБК министр экономического развития Максим Орешкин. Минэкономразвития подготовило проект реформы по превращению госпрограмм в эффективный механизм управления.

Экономика

Орешкин — РБК: «Пора идти от бюджетной консолидации к развитию»

«К сожалению, госпрограммы так и не стали реальным управленческим инструментом в отличие от национальных проектов, которые впервые в системе управления получили полномочия, в том числе и бюджетного характера», — пояснил Орешкин. Госпрограммы, по сути, являются просто «сборником бюджетных расходов по тому или иному направлению», отметил он.

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил 12 сентября, что Минэкономразвития и Минфину будут даны поручения до 1 октября подготовить концепцию новой системы государственного управления и детальный план по ее внедрению, что должно произойти в течение следующего года.

Сейчас в федеральном бюджете 42 госпрограммы, на которые приходится 75% всех расходов (остальное приходится на непрограммные направления). Крупнейшие — программа по обеспечению обороноспособности страны (1,4 трлн руб.), социальной поддержке граждан (1,4 трлн руб.), управлению государственными финансами (1,2 трлн руб.).

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Что предлагает Минэкономразвития

«Минэкономразвития предлагает изменить всю систему госпрограмм и федеральных целевых программ», — рассказал Орешкин. Главная цель реформы — сделать госпрограммы реальным управленческим механизмом, базируясь на принципах и подходах, опробованных на национальных проектах. Весь процесс предполагается максимально цифровизовать, объяснил он.

Результатом изменений, предлагаемых министерством, станет объединение госпрограмм и нацпроектов. «Де-факто это будет единая сущность. Приоритетные госпрограммы, как это сейчас и есть, будут называться национальными проектами», — сказал Орешкин. Все мероприятия, которые реализуются в госпрограммах, будут нацелены на реализацию национальных целей развития из майского указа президента 2018 года.

«Мы предлагаем выстроить конструкцию сквозного характера стратегического планирования: от национальных целей развития до конкретных индикаторов, которые должны появиться в госпрограммах и которые уже частично есть в национальных проектах», — сказал Орешкин.

Трехсторонняя экспертиза

Каждая госпрограмма получит тот же механизм проектного управления, что и национальные проекты. Это более широкие полномочия для кураторов госпрограмм, а также ответственность за недостижение целей, пояснил он.

«То болото, в которое сейчас превратились госпрограммы, будет переформатировано в проектную логику. Процедура принятия решений станет быстрее в рамках госпрограмм, в том числе перераспределение бюджетных ресурсов (в рамках госпрограмм. — РБК)», — сказал Орешкин.

По предложению министерства работа госпрограмм будет сопровождаться трехсторонней экспертизой:

  • финансовая экспертиза со стороны Минфина;
  • стратегическая экспертиза, которую будет делать Минэкономразвития;
  • технологическая экспертиза, которой займется Минкомсвязь совместно с Минпромторгом.

При этом результаты экспертизы будут носить не блокирующий характер, а характер материалов к проектному комитету, а дальше руководители проектов будут принимать решение по дальнейшим действиям, отметил Орешкин.

Госпрограммы будут состоять из федеральных проектов, ведомственных проектов и обеспечивающих программ.

Счетная палата ежегодно отмечает системные проблемы формирования и реализации госпрограмм. Их цели неконкретны и содержат нечеткие формулировки, допускающие произвольное толкование, отмечали аудиторы. Наиболее низкий уровень выполнения — по 18 госпрограммам, призванным обеспечить инновационное развитие и модернизацию экономики, по которым не достигнуты 35,7% целевых значений, а также по шести госпрограммам по региональному развитию — не достигнуты 35% целей.

Динамика исполнения госпрограмм свидетельствует об отсутствии мотивации ответственных лиц в повышении эффективности работы госпрограммы, замечали в Счетной палате. При этом в 2018 году на реализацию 41 госпрограммы было израсходовано около 8,7 трлн руб.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Автор:
Юлия Старостина

Источник

Оставить комментарий